Дети Дошкольник Здоровье Красота Кулинария Любовь Младенец Образование Отдых Ребенок
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
01.10.15

Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Разделы:Литература


Цель:

  • определить место повести в творчестве
    А.С.Пушкина;
  • проанализировать образы героев;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • развитие умения рассуждать на поставленную
    тему.

Формы и методы работы: беседа, работа с текстом,
работа с таблицей, выборочное чтение,
самостоятельный подбор дополнительного
материала.

Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина,
написанных в период Болдинской осени,
мультимедийная презентация, выполненная автором
урока, плакаты с цитатами из произведения

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

«… я в Болдине
писал, как давно уже не писал». (А.С.
Пушкин А.С. Плетневу 9 декабря 1830года)

Оборудование:

  1. Кинофрагмент
    «Болдино»

  2. Иллюстрации
    к «Станционному смотрителю»

  3. Репродукция
    картины Рембранта «Возвращение блудного
    сына»

  4. Исполнение
    русской народной песни «Лучинушка»

  5. На доске:
    Эпизод - это изображение одного события
    в художественном произведении.

  6. На доске:
    «Маленький человек» - бедный, униженный…

  7. Достоевский
    «Бедные люди» Письмо М.Девушкина от 1
    июля.

  8. Портрет
    Белинского

Кинофрагмент
«Болдино»

Иллюстрации
к «Станционному смотрителю»

Репродукция
картины Рембранта «Возвращение блудного
сына»

Исполнение
русской народной песни «Лучинушка»

На доске:
Эпизод - это изображение одного события
в художественном произведении.

На доске:
«Маленький человек» - бедный, униженный…

Достоевский
«Бедные люди» Письмо М.Девушкина от 1
июля.

Портрет
Белинского

КРОССВОРД.

  1. Название
    трактира (гостиница с рестораном), в
    котором проживал Минский в Петербурге.
    (Демутов)

  2. Поверстная
    плата за проезд на почтовых лошадях.
    (Прогоны)

  3. Письменное
    свидетельство для проезда куда-либо,
    удостоверяющее право пользования
    определенным количеством почтовых
    лошадей. (Подорожная)

  4. Крытая
    дорожная повозка, в которой уехали
    Минский с Дуней с почтовой станции.(Кибитка)

  5. Горячий или
    холодный спиртной напиток, приготовленный
    из вина с водой, сахаром, лимонным соком
    или с другими приправами из фруктов
    которым повествователь угощал Самсона
    Вырина.(Пунш)

Название
трактира (гостиница с рестораном), в
котором проживал Минский в Петербурге.
(Демутов)

Поверстная
плата за проезд на почтовых лошадях.
(Прогоны)

«Повести Белкина»

Эти повести написал некий Иван Петрович Белкин, когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». «Повести Белкина» состоят из 5 частей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Но всё дело в том, что Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший своё первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Писали письмо другу Ивана Петровича. Он нам вкратце рассказал о покойном в ответном письме: «Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино. Покойный отец его, секунд-майор Пётр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышлёный. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтённому мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил в службу в пехотный егерский полк, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившая, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину. И.П.Белкин осенью 1828 года занемог простудною лихорадкой, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенного в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей и тому подобного. Похоронен он в церкви села Горюхина близ покойных его родителей». Его друг, не хотел, чтобы его имя где-нибудь упоминалось.

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важно для поэта-лирика и автора романа в стихах, позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценили и сохранили навсегда. Эти повести рассказывали о современной Пушкину России и их обитателей. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье. В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским, и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие» (Гоголь).

Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания («Гробовщик» рассказан приказчиком Б.В.), а автор-собиратель их - маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием. Холодный климат, огромные необработанные пространства, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие верху донизу, помещичий и чиновничий гнет, злоупотребления и вечная несправедливость власти, отсутствие стабильности и гарантий достойного существования для миллионов людей - все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но всюду жизнь, эти простые люди хотят быть счастливым, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их добросовестному труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме. В этих повестях показано то, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

В повести «Станционный смотритель» Пушкин обращается к теме «маленького человека». Из-за особой формы повести — доверительной беседы — мы проникаемся тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю – «сущему мученику 14-го класса». Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.

Нет у подобных «людишек» ни дома собственного, ни денег, ни связей. Ни драгоценностей фамильных, ни даже фрака приличного. Да и зачем ему, Вырину, фрак? Куда в нем ходить-то? Единственное, что составляет его богатство, достоинство и гордость почти уже старческую — это дочь его, Дуня. Скромная, набожная девушка, без матери растет, опорой в дряхлости будет.

VI. Рассказ ученика о содержании притчи о
блудном сыне.

Это библейская притча. Сын ушел от отца, сбился
с пути. Но он не погиб, а осознал свой грех и
вернулся домой. Отец его простил. Принял, устроил
пир. Но другой сын осудил отца и брата.

Если связать это с библией, то отец – это бог;
сын – это грешник, который ушел от бога. Но
вернулся, и бог его простил.

VII. Продолжение анализа повести.

VII. Продолжение анализа повести.

- Почему это вечная тема?

1. С каждым человеком это может случиться;

2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;

3. Если человек осознал свою вину, его надо
простить;

Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель — запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.

Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет— возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.

Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра — не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.


В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.


Первым писателем, который открыл читателю мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.


Это интересно


В Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра существует литературно-мемориальный музей станционного смотрителя. Музей создан по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам в 1972 г. в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. Является первым в России музеем литературного героя. Почтовая станция была открыта в 1800 г. на Белорусском почтовом тракте, она была третьей


по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В пушкинское время здесь проходил Белорусский большой почтовый тракт, который шел от Петербурга в западные губернии России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники меняли лошадей. Это была типичная почтовая станция, имевшая два корпуса: северный и южный, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки, брички путешествующих. Внутри двора находились конюшни с сенниками, сарай, навес, пожарная каланча, коновязи, а посередине двора — колодец.


По краям мощеного двора почтовой станции располагались две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, образуя замкнутый квадрат, в который вела с тракта подъездная дорога. Во дворе кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Северный корпус служил жилищем смотрителя. За ним и сохранилось название «Дом станционного смотрителя».

“?” - Как в этих картинках отражается судьба
Дуни и её отца?

“?” - Почему Самсон Вырин после добровольного
побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что
жизнь Дуни сложится трагически?

“?” - Как изменился Вырин через 4 года? Что
состарило его? За что он корил себя до самой
смерти? (стр. 40).

(Состарило одиночество.

Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

Пока дочь была рядом, в душе станционного
смотрителя не было страха перед жизнью. Именно
страх заставляет человека сжиматься,
чувствовать себя “маленьким”.

“?” - Зачитайте монолог Вырина. (стр. 45)

Вывод: - Что означает понятие “маленький”
человек?

Что может сделать человека “маленьким”?

( Это не только низкий чин, отсутствие высокого

То мое, мое
сердечко стонет,

Как осенний
лист дрожит.

Извела меня
кручина

Подколодная
змея.

Догорай, моя
лучина,

Догорю с тобой
и я.

Догорай, моя
лучина,

Догорю с тобой
и я.

Не житье мне
здесь без милой,

С кем пойду
теперь к венцу,

Знать судил
мне рок с могилой

Обвенчаться
молодцу.

Знать судил
мне рок с могилой

Обвенчаться
молодцу.

(голосов:0)
Похожие статьи:

"Капитанская дочка" Пушкин - Краткое содержание, главные герои

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
Роман (1836)

Александр Сергеевич Пушкин
------------------------------------

Мир книги

В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.


Вера Карпова: Раскольников не только старушку убил


Российская газета

В многосерийном фильме Дмитрия Светозарова "Преступление и наказание" старуху-процентщицу Алену Ивановну сыграла петербургская актриса, народная артистка России Вера Карпова.

В Петербурге Веру Карпову называют акимовкой. Уже 50 лет как она играет на сцене Театра комедии им. Н.П. Акимова. Это ее первый и единственный театр-дом. Когда-то коренная ленинградка отправилась покорять Москву и подала документы в четыре театральных вуза. Ее приняли сразу в три. Она выбрала Щукинское училище. В 1956 году легендарный режиссер и художник Николай Акимов увидел Веру в дипломном спектакле и позвал в свой звездный театр. Молодая актриса играла Марусю в "Повести о молодых супругах" Е. Шварца и Аннунциату в его "Тени", Марью Антоновну в "Ревизоре", Оливию в "Двенадцатой ночи" и много других главных ролей в пьесах классического и современного репертуара.


Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.


«Капитанская дочка» Пушкин - История Маши Мироновой - сочинение

История Маши Мироновой

Почему глава названа «Любовь»?

40 — С какой просьбой обращается
Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею
Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых
рукавицах”
.)

Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего
стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка.)


Глава II. Вожатый - Капитанская дочка

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событии имеет сои Петруши? Опишите портрет
Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?


Комментарии к статье Чему учит повесть станционный смотритель:
Загрузка...
loading...


2015